Достигнув 63-го Генного Ключа, вы понимаете, что добрались до конца 64 Генных Ключей. В мистической истории эволюции 63-й и 64-й Генные Ключи отмечают эпилог — космический текст, который дает нам определенное чувство завершенности. Однако это не завершение. И-Цзин и Генные Ключи формируют ленту Мебиуса, которая бесконечно разворачивает свои все более расширяющиеся петли. Первоисточник И-Цзин по традиции трактовали как линейную последовательность, начинающуюся номером 1 и заканчивающуюся 64. Однако есть много последовательностей, которые являются нумерологическими комбинациями. Ваша собственная эволюционная последовательность абсолютно уникальна, и очень маловероятно, что она будет когда-либо кем-либо повторена. Это чудесный парадокс Генных Ключей — они являются цифровой энциклопедией сознания, к которой можно получить доступ и активизировать ее только в аналоговой форме и случайным образом.
Традиционная последовательность собрана двумя полярными наборами— 1-м и 2-м Генными Ключами, стоящими в начале и 63-м и 64-м в конце. Эти четыре Генных Ключа очень важны и генетически, и математически. Математические конфигурации, скрытые в И-Цзин, исследовались многими выдающимися умами. Знаменитый философ и математик XVII столетия Готфрид фон Лейбниц нашел в И-Цзин подтверждение для изобретенной им бинарной математики — основы для функционирования всей современной компьютерной техники. То, что код, представляющий сущность 64 Генных Ключей, находится в основе нашей ДНК и всего программирования, является показателем глубины и реальности этих 64 архетипов сознания. Полярность, сформированная 63-м и 64-м Генными Ключами, содержит парадоксы, которые могут быть настолько же замечательными, насколько и фрустрирующими для человеческого ума.
Отношения между 63-м и 64-м Дарами — это отношения между логикой и воображением, или, говоря иначе, между левым и правым полушариями мозга. Как мы увидим, они настолько связаны, что их очень нелегко разделить. Известно выражение Эйнштейна: «Воображение важнее, чем знание». Суть в том, что законы логики зависят от абсолютно нелогичной предпосылки — понятия бесконечности. Бесконечность логически невозможна, и все же человеческий мозг устроен так, что может концептуализировать этот парадокс. Два больших генетических архетипа, 63-я и 64-я Тени рождают два явления, известные как сомнение и замешательство. Сомнение рождается, когда вы теряете связь с чудом воображения, а замешательство появляется, когда вы слишком сильно полагаетесь на логику. Если перевернуть эти понятия, можно было бы с той же легкостью сказать, что сомнение — основа логики, тогда как замешательство — источник воображения.
63-я Тень Сомнения представляет собой огромный вопросительный знак, буквально встроенный в человеческий мозг. Ваше логическое левое полушарие предназначено видеть вещи в границах повторяющихся шаблонов, и данная способность была ключевым компонентом в эволюции человека. С развитием когнитивной функциональности мозга древние люди начали обучаться все более эффективным навыкам выживания. Сегодня мы стали настолько эффективными в использовании наших инструментов, что можем даже прочитать логические паттерны, вплетенные в нашу ДНК. Поэтому сомнение может быть весьма конструктивной силой, движущей эволюцию вперед. Однако проблема с сомнением состоит в том, что от него очень трудно избавиться! Сидя глубоко в нейронных схемах человеческого мозга, оно вызывает огромное неосознанное давление. Видя суть, мы понимаем, что сомнение — всего лишь слово, которым люди называют это самое давление. Хотя давление у разных людей проявляет себя по-разному, оно имеет одно общее свойство — заставляет каждого из нас пытаться от него избавиться. Мы не очень-то легко принимаем это постоянное чувство неуверенности где-то глубоко внутри нас. Для большинства из нас потребность в ментальной определенности приводит к принятию устойчивого набора веровании или ценностей, которые создают противовес сомнению в наших умах.
Сомнение — Альфа и Омега человеческого пути. Оно ведет к Дару Расследования, который, в свою очередь, приводит к открытию Сиддхи Истины как окончательного разрешения всех сомнений. Однако путь через уровни 63-го Дара не ведет вас в том направлении, какое вы могли бы ожидать. Заключительное решение логики находится вне области логики. В этом смысле Истина приходит как внутреннее просветление (64-я Сиддхи), нежели как ответ извне. Наша загадка есть просто вопрос эволюционной схемы — наш мозг развился, чтобы попытаться найти способ выпустить внутреннее давление. Однако в каком-то смысле мы были обмануты природой, поскольку завершить наши сомнения невозможно. В то же самое время попытки положить конец умственному беспокойству вынудили мозг к дальнейшему развитию. Так наше беспокойство служит целям эволюции.
Другой важный аспект сомнения в том, что оно безличностное, но мы его персонализируем. Если сомнение служит подлинному познанию, оно превращается в творчество, но если сомнение становится личностным или внутренним, то несет проблемы. Если вы не используете свой ум творчески, давление либо проецируется на кого-то или что-то снаружи, либо обрушивается внутрь, превращаясь в неуверенность в себе, что подрывает доверие человека к его собственному врожденному творческому потенциалу. Сомнение принадлежит коллективному. Люди должны понять, что неуверенность в себе — это низкочастотно обусловленная область, которая толкает людей к высшей жизни в служении целому. Когда вы находитесь в муках сомнений, вы должны выдержать этот шторм. Самое лучшее, что можно сделать с собственной неуверенностью, это поделиться ей с другими. При этом вы можете принять ее и пропустить через себя. Худшее, что можно сделать в такой период сомнении, это совершить преждевременные форсированные действия.
Если человек уступает давлению сомнения, то из частоты тени он может поменять свое направление, противопоставляя этому давлению догмы и мнения. Так как 63-я Тень является источником научного мышления, она может использоваться для построения ложной логической реальности, в которой ум действительно может разрешить все сомнения. Но когда логический ум прекращает сомневаться, он также перестает и развиваться. Без сомнения логический ум по существу болен, поскольку ломает свою собственную природу, которая рождена для вопросов. Как было сказано ранее, когда логика подходит к самому краю познания, она сталкивается с парадоксом. Мы можем видеть это в области математики, философии или квантовой физики. Человеческий логический ум просто не предназначен быть уверенным в чем-либо кроме парадокса! Что-то меньшее, чем парадокс находится на частоте тени и поэтому должно быть логически неверным.
Красота логики состоит в том, что она сама есть великий парадокс — при ее желании положить конец сомнению она никогда не может быть удовлетворена одним единственным ответом. Логику может удовлетворить только тот ответ, который бросает вызов самой логике! На частоте тени человеческий ум хочет определенности, и если он не может ее найти, то создает эту определенность самостоятельно. Из этого человеческого страха перед неопределенностью рождаются все догмы и косные системы. Все, что претендует на возможность положить конец вашей неопределенности с помощью внешних средств, является продажной фальшивкой. Такие люди или системы фактически потенциально опасны для вас. Сомнение не враг. Ваш страх перед неуверенностью должен быть распознан и принят, потому что чем глубже вы можете принять свою неуверенность, тем ближе вы подойдете к точке трансцендентности.
Репрессивный характер – неуверенный в себе
Когда сомнение подавлено, оно досаждает нам как неуверенность в себе. Неуверенность в себе основана на сравнении и не приносит нам вреда, пока мы просто наблюдаем ее как ментально обусловленный шаблон. Но она становится разрушительной, когда мы с ней идентифицируемся и верим ее пропаганде. Если оставить ее наедине с ее собственными игрушками, неуверенность в конечном счете исчезает. Если мы всецело доверяем нашему сомнению, мы должны быть не уверены даже в нашей собственной неуверенности в себе! В этом кроется парадоксальная сила сомнения, и это сама сила эволюции. Однако большинство неуверенных в себе людей никогда не позволяют полностью завершиться этому процессу. Мы поддаемся страху и фиксируем его на определенной частоте. Когда это происходит, неуверенность в себе разъедает нас как беспокойство. Это беспокойство постоянно нам мешает и оказывает сильное воздействие на наше здоровье и общее самочувствие. Оно даже преследует нас во сне, не позволяя нам нормально выспаться. До тех пор пока наше сознание идентифицируется с этими ментальными шаблонами, мы находимся в кошмарном мире, в котором все, что мы делаем или говорим, всегда кажется хуже, чем нужно.
Реактивный характер – подозрительный
Когда 63-я Тень выражается реакционным образом, она проецируется во внешний мир и становится подозрением. Этот вид сомнения также коренится в неуверенности в себе, но выражается через раздражение и направлен на других. Наиболее распространенная форма подозрения падает на самых близких нам людей. Под эгидой 63-й Тени мы проецируем наши сомнения на наших партнеров, супругов, боссов и даже наших собственных детей. Как только мы делаем наши сомнения личностными, мы запускаем волну разрушения, которая бесконечно питает саму себя. Реакция других людей на наши подозрения может быть бурной или защитной, но в любом случае служит почвой для еще большего усиления наших сомнений. Таким образом, логика, похоже, доказывает, что наши подозрения о других верны. Это классическая биологическая петля обратной связи, характерная для многих отношений. Но ее можно легко избежать, если принимать собственную неуверенность в себе или творческим исследовательским способом отражать ее обратно в общество.